Следите за новостями и новинками издательства Импэто в Телеграм и VK.

Е-18. Road-story по-норвежски

Фалдбаккен Кнут. Е-18. Летние каникулы. Пер. с норв. Э.Л. Панкратовой, Л.Ф. Поповой. – М.: Импэто, 2004. – 376 с. ISBN 5-7161-0106-2.

Faldbakken Knut. E-18. – Oslo: Gyldendal Norsk Forlag, 1980.

Faldbakken Knut. Insektsommer. – Oslo: Gyldendal Norsk Forlag, 1972.

Во время недавно прошедшей 11 книжной ярмарки NON-FICTION (2-6 декабря 2009) состоялась презентация новых детективов Кнута Фалдбаккена, на которой присутствовал и сам прославленный писатель, специально посетивший Москву, чтобы представить свои книги.

А ведь в свое время в издательстве Импэто вышла книга, включившая в себя два романа знаменитого норвежского писателя Кнута Фалдбаккена – Е-18 и Летние каникулы. Каждый из этих романов, несомненно, представляет большой интерес.

В Летних каникулах автор фокусирует внимание на проблемах подростка, связанных с его вхождением в мир взрослых, мастерски описывает переживания, объясняющие мотивы его внешне непонятного и противоречивого поведения.

Е-18 раскрывает внутренний мир людей с различными характерами и взглядами на жизнь, рассказывает о социальных и общественных проблемах и к тому же, удачно сочетает серьезность и тонкий юмор, все оттенки которого сохранены благодаря живому переводу, создающему ощущение того, что роман изначально был написан на русском языке. Этому способствует меткое использование эпитетов, находки, точно отражающие авторскую мысль. (К примеру, «анти-кварные ботинки», слова, произнесенные в два слога наподобие антипригарные, выдают деревенское происхождение главной героини).

Е-18 был задуман как киносценарий, однако по тем или иным причинам фильм так и не увидел свет. Кнут Фалдбаккен, вернувшись к исходным материалам, написал пронизанный иронией роман, основные события которого разворачиваются на Е-18 - Европейском шоссе, протянувшимся вдоль побережья, от Осло к югу страны. Это дорога в летний рай, куда каждый год устремляется многочисленный поток норвежцев, жаждущих насладится теплом лучей скупого северного солнца. Е-18 видело как обывателей в семейных автомобилях, так и искателей приключений, пропадающих где-то в другой части страны, но неизменно всплывающих здесь, на пути в курортную Норвегию, а может быть и дальше – к парому, идущему в основную часть европейского континента.

«Алиса Хамре, 25 лет. Мать семейства. Из Стовнера. Исчезла. Разыскивается…»

Всего за несколько дней до того, как это объявление появилось в одной из газет Осло, Алиса как обычно встала рано утром, чтобы отвести дочь в детский сад и затем к 8-40 отправится на работу. В 8-30 она, мучимая изнурительной жарой, стоявшей в Норвегии тем летом, бежала по дороге, как всегда опаздывая на автобус. Неудобные туфли, купленные на распродаже, причиняли ей боль при каждом новом движении. Мысли, бродившие в голове, отнюдь не окрыляли. Прошло почти два года, с тех пор как она развелась. Слова бывшего мужа, обещавшего помощь после их разрыва, так и остались словами. Ежедневные капризы дочери сводят с ума. Конечно, она – Алиса, сама виновата, не может не вымещать свои трудности на ребенке. Каждые выходные к Алисе приходит ее овдовевшая мать. Они вместе едят печенье, пьют кофе и смотрят телевизор. Действительная цель этих визитов – присмотреть за Алисой, ведь «женщина, в особенности разведенная, должна себя блюсти». Алиса чувствует себя так, как будто ее жизнь кончена. Но ведь ей всего 25! И где-то рядом, есть совсем другая реальность, та, что описывается в глянцевых журналах. Ухоженные женщины в шикарных нарядах, живут в роскошных виллах с камином в гостиной. Наверное, в этот чудный летний день они заняты морской прогулкой на собственной яхте, в то время как Алиса отказалась от отпуска, ведь денег на поездку все равно нет. Почему жизнь так несправедлива? Автобус только что отъехал от остановки. Алиса решается ехать автостопом…

Так начинается необычное путешествие Алисы в страну Летней Мечты, по дороге в которую она знакомится с авантюристом Томми и законопослушным почтмейстером Отто Хагебекком, живущим в квартире, расположенной прямо над помещением почты, где находится сейф, набитый деньгами.

Герои Фалдбаккена, размышляя, рассказывают читателю о себе и о других, о настроениях, царящих в обществе и о тенденциях его развития.

Реалистическое повествование изобилует информацией о жизни в Норвегии 70-х и 80-х годов. Удивительным является тот факт, что некоторые черты этой жизни перекликаются с сегодняшней российской действительностью. Резко выраженное социальное неравенство, искажение и дисбаланс ценностей. Бредовая обстановка внутри дорогих бутиков, продавщицы, похожие на позирующих проституток, и в довершении музыка в стиле «джага-джага». Рестораны и кафе, в которые не всякий решится зайти. Газеты, глянцевые журналы и голливудские фильмы, из которых те, что еле сводят концы с концами, узнают о шикарной жизни. Наличие рекламы везде, где ее можно воспринять каким-либо из органов чувств, не хватает только современных мобильных телефонов и алчущих призывов прислать SMS-сообщение. Люди, снимающие на юге Норвегии особняки за деньги, на которые можно было бы отдохнуть на экзотических островах столько же дней. Индустрия туризма, развивающаяся так динамично, что около трассы, проходящей через небольшой курортный городок, из маленького, крашенного в белый цвет домика, вырастает полноценный развлекательный гостиничный комплекс с бассейном, сауной и площадкой для минигольфа, а вокруг, на протяжении десятка километров, нет ни одного места, где молодежь могла бы немного развеяться.

Кнут Фалдбаккен не придерживается в своем творчестве определенной программы. Он пишет о периоде полового созревания и о кризисе среднего возраста, об угнетении женщины и о «плачевном положении» мужчины. Обратившись к популярному в Голливуде киносюжету, автор сумел рассказать интересную историю, обнажив при этом целый ряд важнейших социальных и личностных проблем, остающихся актуальными вне зависимости от места и времени их возникновения.

(с) Наргис Шинкаренко